1 октября 1960 года в Запорожье стартовал серийный выпуск ставшего легендарным автомобиля Запорожец.

У Запорожца юбилей. 60 лет исполнилось с запуска серийного производства первого народного советского автомобиля, ставшего героем анекдотов.

Корреспондент.net вспоминает легенду.

История

Под маркой Запорожец производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно:

В 1960—1969 годах — первое поколение, ЗАЗ-965 и с 1962 года — ЗАЗ-965А;

В 1966—1994 годах — второе поколение, ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М.

Все автомобили Запорожец имели ряд характерных особенностей конструкции: заднемоторная компоновка, кузов типа двухдверный седан, независимая подвеска всех колёс, автономный бензиновый отопитель салона.

Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был FIAT 600.

Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд.

Запорожец был вдвое дешевле Жигулей и втрое дешевле Волги. Завод также выпускал и более комфортабельный, импортный вариант Запорожца, - ЗАЗ 965 Jalta или Eliette.

Коллекционный вариант

Сейчас Запорожец популярен у коллекционеров благодаря небольшим габаритам и ретровнешности. Владельцы собираются в клубы любителей ЗАЗов. Кое-кто восстанавливает горбатые исключительно аутентичными деталями, которые сейчас сложно достать. Другие ставят в горбатые иностранные запчасти и двигатели.

Данной модели было выпущено где-то полмиллиона, может, чуть больше. Сколько осталось, сложно сказать, потому что они разъехались по всему Союзу.

Стоимость ЗАЗ-965 сейчас стартует от тысячи долларов.

Автопробег

В честь годовщины, в четверг, по улицам Запорожья прошел ретропробег Запорожцев.

Около трех десятков горбатых проехались по улицам города.

К 50-летнему юбилею Запорожца был установлен официальный рекорд Украины, отмечен Книгой Рекордов, тогда была зафиксирована самая длинная колонна 965-х из 50 автомобилей.