Одной из основных характеристик зрения выступает острота. Обычно она оценивается по таблице Сивцева (Снеллена — в англоязычных странах), на которой изображены 12 строк с буквами разного размера. Несмотря на субъективность (решение о том, видит человек строку или нет, принимается на основании ответов самого испытуемого), такие методы широко распространены. Между тем известно, что помимо структуры глаза свойства наблюдаемых объектов, в частности размер, могут зависеть от восприятия. При этом последнее также модулирует нейронный ответ: в результате человек способен видеть — и это отражается на томограмме — изменчивую геометрию предмета, хотя в действительности она постоянна.

Подобные иллюзии могут наводиться специальными стимулами, например спиралью Фрейзера. Она состоит из окружностей, пересекающих углы или ромбы. Из-за склонности к упорядочиванию восприятие, однако, объединяет их в спираль. Любопытной особенностью эффекта служит ложное увеличение фоновых фигур. Чтобы проверить, влияет ли феномен на субъективную остроту зрения, авторы новой работы вместо иллюзии Фрейзера использовали спиралевидное движение. На первом этапе 74 здоровых студента смотрели на черно-белую спираль, которая вращалась по или против часовой стрелки. Затем с расстояния трех метров они перечисляли пять букв, изображенных на диаграмме Вороного

Ученые варьировали размер шрифта в пределах четырех значений (от 20/10 до 20/20 по Снеллену), буквы располагались горизонтально. В зависимости от направления спирали изображение на диаграмме должно было субъективно уменьшаться (против часовой стрелки) или увеличиваться (по часовой стрелке). Наблюдения подтвердили, что первый тип стимулов значимо (на 11 процентных пунктов) увеличил точность ответов. Причем тенденция наблюдалась только среди добровольцев с нормальным, но не острым зрением. Спираль, которая вращалась против часовой стрелки, в свою очередь, ухудшила производительность всех участников — на 5 и 7,5 процентных пункта соответственно.

Затем процедуру повторили на 32 других студентах. В отличие от первого эксперимента, они проходили тест в течение двух дней (для оценки научения), а размеры шрифта подбирались индивидуально. После разделения на группы испытуемым демонстрировали спираль, вращающуюся по часовой, затем — против часовой стрелки или наоборот. Результаты показали, что первый порядок предъявлений коррелировал с улучшением, а второй — с ухудшением распознавания букв. По мнению ученых, полученные данные указывают на то, что наблюдаемое движение может модулировать субъективную остроту зрения. Механизм эффекта неясен и требует дальнейшего изучения.